Легковые автомобили с бензиновым мотором в смешанном режиме город/пригород расходуют в среднем 7–10 литров на 100 километров пробега. А популярные сейчас кроссоверы — уже 10–12 литров на «сотню». Большие внедорожники, даже дизельные, просят по 11–14 литров топлива на 100 км, а мощные люксовые SUV — все 15–20 литров. Если взять среднюю стоимость топлива по стране на начало 2022 года в 50 руб. за литр, то каждые 100 километров пути обходятся владельцу автомобиля с ДВС примерно в 400–1000 рублей, в зависимости от габаритов и класса автомобиля.
Давайте подсчитаем, сколько придётся потратить при том же пробеге на электричество. Только стоит учесть больше факторов — прежде всего, условия эксплуатации электромобиля.
Расход электричества в обычном режиме. При очень аккуратной и экономичной езде легковой электромобиль может тратить до 15 кВт·ч энергии на 100 км пути. Но в реальных условиях средний расход в смешанном цикле оказывается около 20 кВт·ч, а если это SUV вроде Audi e‑tron или Jaguar i‑Pace, то расход доходит до 25 кВт·ч. Хотя разница не столь драматична, как в случае машин с ДВС разных классов.
При этом для электромобилей и электрокроссоверов стоимость пробега сильно зависит от того, где и как они заряжаются, — поскольку тарифы на электроэнергию отличаются от розетки к розетке и оперировать понятием средней цены тут нельзя. В итоге 100 километров пути будут стоить владельцу электрического транспорта:
- По самым высоким тарифам «быстрых» зарядных терминалов (17 руб./кВт·ч) — 340–425 рублей за 100 километров.
- По тарифам коммерческих «медленных» ЭЗС (около 9 руб./кВт·ч) — 180–220 рублей.
- По дневным тарифам Т1 (Т3) на электроэнергию для населения (около 6 руб./кВт·ч) — 120–150 рублей.
- По одноставочному тарифу для домохозяйств (около 4 руб./кВт·ч) — 80–100 рублей.
- По ночному тарифу T2 для населения (около 2 руб./кВт·ч) — 40–50 рублей.
Как видно из простых расчётов, даже самое дорогое электричество получается дешевле бензина, а при зарядке по «бытовым» тарифам — от домашней сети — разница оказывается уже кратной. Наконец, пока сохраняется возможность пополнять запас электроэнергии от бесплатных общественных, офисных или гостевых терминалов, что делает выгоду от использования электромобиля абсолютной.
Расход электричества зимой. У бензиновых и дизельных автомобилей расход горючего в морозные дни (при температуре минус 10–20 градусов по Цельсию) возрастает на 10–15 процентов — но только при коротких поездках и, соответственно, частых прогревах двигателя. Если же машина (например, такси) ездит долго, то потери на обогрев можно не принимать в расчёт — тепло двигателем внутреннего сгорания вырабатывается, как правило, в более чем достаточном количестве.
В тех же условиях расход электроэнергии в электромобиле из-за необходимости обогревать салон и батарею, а также вследствие неизбежных тепловых утечек может возрасти примерно на четверть, если он заряжается в тёплом гараже или на подземном паркинге (для зарядки тоже требуется предварительно нагреть батарею). А если зарядка осуществляется на улице, а поездки короткие (то есть салон нужно каждый раз нагревать заново), то потребление электричества может увеличиться и на 50 процентов. Соответственно, цена пробега легкового электромобиля вырастает до 160–180 руб. за 100 км и до 190–225 руб. за 100 км для электрических SUV. Но даже с учётом сезонного перерасхода электрокары остаются заметно выгоднее машин с ДВС.
Чаша весов в пользу машин с моторами внутреннего сгорания может качнуться лишь при экстремально низких температурах эксплуатации (–40 и ниже градусов). Причём дело будет уже не столько в финансовой выгоде, сколько в удобстве пользования транспортным средством. При таких морозах ёмкость батареи падает очень сильно, а также требуется очень много энергии на её нагрев — в итоге запас хода может стать слишком маленьким. Впрочем, на таком холоде и далеко не всякий ДВС сможет завестись…
Расход электроэнергии в условиях высокого трафика. Самый выгодный для электромобилей режим эксплуатации. Здесь работает принцип: нет движения — нет и растрат энергии, ведь электричество из огромного тягового аккумулятора тратится лишь на питание бортовых систем. Поэтому при езде с малыми скоростями и с частыми остановками расход не растёт на глазах, как у автомобилей с ДВС, чьи моторы много времени работают вхолостую и только греют всё вокруг себя.
Кроме того, при частых замедлениях, неизбежных в городском трафике, электромобиль способен вернуть часть потраченной на разгон энергии обратно в аккумуляторы — за счёт рекуперации. А в обычном автомобиле она буквально рассеивается в воздух в виде тепла, выделяемого тормозными механизмами. В итоге расход энергии электромобилем при движении в условиях плотного городского трафика может получиться даже ниже, чем в комбинированном цикле.
Расход электричества на автомагистралях. На шоссе ситуация обратная — при езде с постоянной скоростью рекуперация не работает, и преимущества электрического двигателя сходят на нет. Законы физики едины для любого транспортного средства: его потребности в энергии растут пропорционально квадрату скорости.
Можно придерживаться такого темпа, при котором расход электроэнергии станет даже меньше паспортного, и каждая пройденная сотня километров обойдётся ещё дешевле, чем в первом расчёте. Но это будет очень медленная и долгая поездка.
Если держаться более высоких крейсерских скоростей, то расход энергии будет увеличиваться прогрессивно, как и для автомобилей с ДВС. То есть при 110–130 км/ч потребление электричества будет выше, чем при стандартных 90–110 км/ч, но запас хода сократится всего процентов на 15–20. При 130–150 км/ч каждый пройденный километр получится уже ощутимо дороже, а выше этого значения (если конструкция электромобиля позволяет движение с такими скоростями) заряд начнёт буквально таять на глазах и расход энергии вырастет в несколько раз.
Впрочем, мнение о том, что электромобили настолько невыгодны на высоких скоростях, что даже богатые владельцы дорогих Tesla вынуждены «плестись» по безлимитным автобанам, — преувеличение. Другое дело, что снижение темпа езды зачастую позволяет обойтись без лишней остановки у зарядного терминала. Благодаря чему путь до конечного пункта назначения оказывается быстрее.